История
починковского
конного завода
Краткая история от 1647 года до наших дней
Боярин Б. И. Морозов купил в 1647 году у царя Алексея Михайловича (Романова) «пустую Мордовскую землю Починки (Старорождественно, так его называли ранее) с пустошами и полянами, с борнтными и лесными угодиями за 143 рубля и три алтына с деньгой.
Очень хороши и обширны были лесостепи никем не занятых земель. Именно здесь на благодатной черноземной почве прибрежных степей Починок, степей которых не касался плуг, борона с сеялкой-растительность которую в продолжении тысячелетий топтали лишь стада диких кабанов, антилоп, стаи зверья и табуны диких лошадей.»
С 1694 года Починки были крупным центром производства казенного поташа, работавшим на заграничный рынок. Получался он из древесной золы и в большом количестве продавался за границу на международных биржах. Высший сорт поташа назывался «Починковским». Конный завод в эти годы был подчинен поташной конторе и обеспечивал лошадьми контору, а также поставлял драгунских лошадей в Петербург и уже в 1738 году играл значительную роль в поставке ремонтных лошадей для армии.
Для продуктивного использования лугов и пастбищ Морозов приказал управителю поставить в Новом Рождественне (Починках) «Конский завод», что и было сделано в 1652 году. В этом же году из Москвы пригнали 8 жеребцов и 60 маток. На заводе стали выращивать выездных и верховых лошадей для «собственной потребы» боярина и для продажи.
После смерти Морозова (1662) и казни его зятя Милославского (1682) вся Починковская вотчина была «отписана на государя» Иоанна (Ивана) V Алексеевича. Конный завод становится государственным.
18 сентября 1760 года Елизавета Петровна подписала указ, согласно которому Починковская волость Арзамасской провинции была отдана во владение лейб-гвардии конного полка.
Закрывается в Починках казенное поташное производство. К зиме 1762 года на левом берегу реки Рудни были построены новые конюшни на 800 голов лошадей. В "Главной книге завода", утерянной к настоящему времени, было дано подробное описание конюшен. Завод состоял из 4 линий деревянных конюшен, из которых первая из дубовых бревен вошла в строй в 1762 г. вторая - в 1773 г. третья - в 1786 г. и четвертая - в - 1789 г. Лошадное поголовье было доставлено сюда из сформированного Батуринского конного завода на Украине и составляло сначала 680 лошадей, в том числе 469 кобыл разных возрастов.
1767 году встретил тарпанов известный путешественник Гмелин Иоганн Георг, и дал первое в научно-зоологической литературе подробное их описание.
Граф А. Г. Орлов-Чесменский в 1767 году отобрал в Починковском дворцовом заводе группу кобыл и, возможно, жеребца-производителя из числа «датских и немецких» для своей работы по созданию отечественной верховой породы, которая в последствии стала называться Орловской верховой породой.
Емельян Пугачев был в Саранске, а его передовые отряды доходили до конного завода. Пугачёвцы, поддерживаемые восставшими и присоединившимися к ним починковскими крестьянами, забрали, годных для верховой езды лошадей, а остальных крестьяне развели по своим дворам. Преследующий армию Емельяна Пугачева царский подполковник Михельсон Иван Иванович прибыл в Починки с двумя полками.
Михельсон учинил жестокую расправу над крестьянами, участвовавшими в разгроме завода и сочувствовавшими пугачёвцам. Трое крестьян были повешены на обгорелых березах, многим отрезали по одному уху, оставшихся в Починках крестьян почти поголовно перепороли плетьми, а взятых с завода лошадей немедленно возвратили. Активный участник восстания Суходольский был схвачен в Починках и казнен. Ему сначала отрубили правую руку, а затем подвесили с надписью на груди: «Государственный изменник, сообщник, и наперстник самозванца и бунтовщика Емельки Пугачева».
16 августа по приказу 15.208 Екатерина Великая даровал герб Починкам. Описание: «Золотой конь, въ зеленомъ полъ, означающiй знатные конные заводы, находящiеся въ окрестностяхъ сего города»
В 1797 году распоряжением императора Павла I завод передан в главную экспедицию Конных заводов. В начале XIX века в конюшнях Починковского завода размещалось до 1 тысячи лошадей. Отечественная война 1812 года нанесла огромный урон конскому поголовью России. Перед страной встала задача по усиленному воспроизводству лошадей.
Починковский завод получил статус военного. В его задачу входило снабжение строевыми лошадьми гвардейских полков. Для улучшения качества молодняка Починковский завод первым в стране ликвидировал весеннее-летнюю косячную случку и ввёл плановую ручную, с января по апрель, дававшую благоприятные условия для развития жеребят на табунном содержании.
ПКЗ останется самым крупным в мире военным конным заводом до конца 20-ого века.
В 1817 году смотритель Починковского конного завода Карачаров получил разрешение построить взамен деревянных конюшен новые, кирпичные. Этот новый завод со всеми его другими помещениями был построен в 1817-1823 гг. по проекту архитектора Александра Сергеевича Кутепова и Доменико Жиряльди в виде замкнутого квадрата, каждая сторона которого составляет около 250 м. Внутри этого квадрата располагались манеж и подсобные помещения, а южнее от завода ветеринарный лазарет, для лечения лошадей.
Как повествует легенда, что в 1830 г. русского поэта Александра Сергеевича Пушкина задержали в Болдино по случаю холеры людей. Он с гр. Галициной и со своим управляющим М.И. Калашниковым был в Починках, посетили конскую ярмарку как страстный любитель лошадей. Потом заехал и на Починковский конный завод и здесь купил себе пару лошадей.
В 1830-50 х. гг. Починки славились большой конской ярмаркой. Лошади были разных пород и сортов. Продавались по высоким ценам и подешевле, оптом и в розницу. На эту ярмарку съезжались многие жители окружающих губерний, уездов, волостей. Длилась она неделю.
Согласно историческим записям, примерно в 1848 году, одна из казарм была перестроена в каменную Георгиевскую церковь, а рядом с ней воздвигнута часовня с колокольней. При ней образовался особый приход из бывших соборных прихожан. Коннозаводская слобода являлась отдельной территорией внутри Починок. Это даже отражалось в речи:
- Я пошёл в Конюхи;
- Я отправился в Починки.
В советское время церковь стала жилым домом, а часовня стала водонапорной башней.
Еще в 1739 году смотритель поташной конторы Лодыгин по распоряжению А. П. Волынского отбирал 20 крестьянских и 3-е дьячковых детей в возрасте от 15 до 20 лет, отправлял их в Москву учиться на Конюхов на 1 год и на ветеринаров на 2 года, а позднее при конном заводе было организованно училище, где на 1 января 1848 г. было 69 воспитанников, помещичьих мальчиков 12, и только 4 крестьянских. Обучались в ней дети рабочих и солдат, служивших на заводе.
В музее Починковской Газопроводской школы хранится старая фотография похорон работника завода, жителя улицы Карачаровка Коннозаводской слободы — Константина Евгеньевича Колокольцова.
С фотографией связана следующая история. Константин, будучи еще молодым, трагически погиб в заводе. При каких-то обстоятельствах его убил племенной жеребец по кличке Божё.
Похороны происходили в раннее советское время, но по старому обычаю — со священником. За траурной процессией вели лошадей, которых растил и воспитывал Константин Колокольцов. Лошади были накрыты черными попонами, в гривы вплетены черные траурные ленты. Среди коней находился и жеребец Божё. Он шел всю дорогу с опущенной головой, как бы понимая о содеянной им беде и прося прощение.
Обычай хоронить конюхов завода в сопровождении лошадей сохранялся до 1950-х — 1960-х годов.
С 1852 года началась работа по разведению тяжелоупряжных лошадей. Из Европы завозились представители першеронов и брабансонов. Всем хороши были лошади, но был у заморских коней недостаток – не могли они пережить сурового климата Российской империи. По этой причине в селекционной работе использовались местные лошади – битюги, а также орловские кони. Одним из ярких представителей, который был получен от данной работы, жеребец Божё (680)
С 1941 года директором завода стал Иван Алексеевич Анцин, а начальником политотдела Ирина Семеновна Савельева. Они сумели перестроить работу завода на военный лад. Вековая традиция была нарушена: на завод пришли женщины, заменившие ушедших на фронт мужчин. В царское время на заводе было поверье, как у моряков на корабле, что женщина не должна работать с лошадьми и не имеет права заходить в конюшни, так как она приносит несчастья.
Несмотря на тяжелые годы Великой Отечественной войны и послевоенную разруху, коневоды-починковцы внесли огромный вклад по выращиванию и разведению лошадей.
В 1952 году, при участии московских селекционеров, мордовских, починковских специалистов была выведена порода «Советский тяжеловоз». Рекордсмены завода при испытании на максимальную грузоподъемность вывозили груз весом в 20 раз превышающий свой собственный.
В 60-х годах завод начинает заниматься разведением тракенов.
Новая веха развития старейшего конного завода Советского Союза. Лошади завода принимают участия во всех всесоюзных выставках, занимая первые места. ВДНХ, испытания тяжеловозов, соревнования на ипподроме в дисциплине «конкур», везде сияли лошади предприятия. Починковский конный завод становится не просто местом, где живут кони. Предприятие становится многопрофильным сельхоз гигантом.
Под его крышей прекрасно уживаются:
- конно-спортивная школа. Именно здесь сформировалась династия наездников Ирсецких. Например, Сергей Ирсецкий является одним из лучшим конником клуба «ЦСКА» по троеборью. Починковские тракены были высокоценными не только на территории СССР, но и за рубежом.
- племенное производство тяжеловозов;
- собственные поля, где выращивали не только овес и другие травы, но и овощи;
- многочисленные коровники.
Банкротство. Начало тотального упадка. Долгие тяжбы, задержка зарплат, ухудшение кормовой базы. Пожары, которые уничтожили часть построек и его жемчужину – башню с библиотекой. Всё это могло сломить предприятие, сделать из него просто страницу истории. Преданные и истинно любящие своих подопечных работники завода сделали всё, чтобы завод выстоял. Да, немного изменившись внешне, но сохранив самое ценное – животных.
Как в самом ярком детективном фильме, результатами банкротства стало разделение исторического комплекса и животных. У каждого из лотов были разные хозяева
Начало работы по возрождению предприятия.
Приезд губернатора Никитина Г.С.
В январе 2021 года Мосунова Инна гуляла мимо зданий завода вместе со своим сыном. Картина, которая предстала перед её глазами, повергла девушку в шок: темные окна без стёкол, бурьян и потрёпанные стены любимого завода. Вернувшись домой, она разместила пост у себя в соцсетях, где рассказала об увиденном, расписала его перспективы, а самое главное, попросила своих друзей сделать репост с отметкой губернатора области. Волна поддержки была настолько мощной, что Глеб Сергеевич не смог не посетить Починковский конный завод.
На тот момент животные были два месяца без нормального питания, а люди четыре месяца без зарплаты. Их руководитель просто бросил, чтобы потом избавиться как от мусора.
Владелец исторического комплекса, волонтёры и работники предприятия объединили свои силы, чтобы снова создать для животных лучшие условия для жизни.
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
- С 2021 года была проведена огромная работа, нацеленная на сохранение и развитие Починковского конного завода как комплекса не только племенного производства, но и туристического, научно-образовательного, волонтёрского места на карте Нижегородской области и России.
- Мы снова участвуем в выставках и занимаем первые места. К нам снова приезжают студенты на практики. Туристический поток растёт в геометрической прогрессии.
- На данный момент в стенах завода сохранены шесть линий из семи, советских тяжеловозов. В мире осталось менее 200 маток данной породы. Приятно знать, что большая часть этих восхитительных животных живут в стенах Починковского конного завода, старейшего из действующих конных заводов России.
- Обо всех наших новостях и достижения удобно следить здесь
Слава об абсолютном чемпионе породы Капрале жива до сих пор. В центре Починок стоит памятник этому знаменитому коню.
Невероятное развитие предприятия резко оборвалось после наступления 90-ых и лишения статуса государственного в 00-ые.